«Как Новый Год встретишь, так и проведешь» - эта любимая народная фраза имеет более глубокий смысл, чем просто веселое пожелание. Ведь каким будет наступающий 2011 год, зависит во многом и от нас, наших мыслей и поступков. Происходящие события не случаются «вдруг», они закладываются намного раньше до их свершения. Мы уже многое узнали о доме статского советника Семена Могилевцева, а также о той информации, которую он запечатлел в архитектуре своего особняка. Сегодня мы посетим одну из не менее значимых комнат - кабинет хозяина дома.

Как правило, кабинет хозяина дома - это не просто рабочее место, помещение для приёмов важных гостей. Это комфортная комната, обстановка которой должна располагать как к размышлению, так и хорошей беседе. Кабинет Семена Могилевцева полностью соответствует славянскому менталитету хозяина. Он оформлен в византийско-русском стиле. Находясь в его стенах, посетитель попадает в старинную Русь, запечатлённую в былинных сказках. Но, казалось бы, что общего может иметь рабочий кабинет с таким необычным, знакомым нам с детства сказочным оформлением? Оказывается, не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Если остальные помещения дома Могилевцева были просто насыщенны тайной символикой народов мира, то какие знания могут скрываться за таким оформлением в стиле русских сказок, византийским стилем?

На Руси сказку еще называли сказом. На первый взгляд, сказ, как и сказка, является способом воспитания детей. Подобный сказ закладывает глубокие нравственные принципы. При случае обратите внимание, что большинство давних, русских, славянских сказок - добрые и поучительные. Главные герои отличаются высокоморальными принципами и человечностью. Даже со злыми героями сказок всегда обходились по-доброму, обличали и высмеивали их поступки, даже изгоняли, но не убивали, в отличие от большинства заграничных сказок. Кстати, с течением времени в новых сказках пошло некое искажение сути. Поэтому я и обращаю ваше внимание на старинные сказки, а не на современные. Проанализировав сказки, умный и любознательный человек сможет открыть для себя много познавательного и интересного.

Главным преимуществом русских, славянских сказок является передача знаний о мире, зашифрованных в ассоциативной форме повествования и даже в именах героев. Например, имя главной героини сказок «Аленький цветочек» и «Финист - ясный сокол» - Настя (Анастасия). Имя Анастасия произошло от греческого слова "anastos" - "воскрешенная", первоначальное значение - «переселение», «жизнь в новом качестве».

Так какие знания о мире можно почерпнуть из сказок и сказочного оформления того же кабинета Могилевцева? В сказках, так же как и для оформления дворцов и богатых домов на Руси, использовался византийско-русский стиль. Он характеризуется изобилием «цветочных композиций», изображением сказочных птиц и змееподобных существ. На первый взгляд для обывателя оригинальный стиль не имеет схожести ни с какими другими культурами. Но так ли это на самом деле?

Сравнив фотографии, можно предположить, что это разные способы отображения того же кадуцея (посох вестника, мудрости, «ось мира», «соединение между Небом и Землей»). По бокам от «посоха» сидят на ветках сказочные птицы, очень похожие на павлинов (символ изобилия, плодородия, бессмертия). Но для Руси образ павлина перешел в птицу Феникс (Жар-птица, Финист - ясный сокол).

 

 

 

Феникс - наиболее известный из всех символов воскрешения, древний символ бессмертия, Солнца на востоке, Древнем Египте, Риме. Эта легендарная птица вновь и вновь возрождается из пепла в огне (символ духовного очищения), считавшимся первоначально символом цикличности восхода и захода Солнца. Феникс вскоре стал эмблемой возрождения человеческого духа в вечной борьбе с трудностями материального мира.

 

 

Его часто изображали в виде птиц - символов Солнца (или души). Эта птица встречается также на раннехристианских надгробиях, как символ возрождения Христа и надежды на победу над смертью. В средневековой живописи она олицетворяла божественную природу Иисуса Христа, если изображалась рядом с пеликаном (символом его человеческой природы). Феникс также встречается в качестве аллегорических изображений милосердия.

 

 

Одним из самых ярких и характерных символов русских сказок является аленький цветочек. В кабинете Семена Могилевцева он изображен во множестве вариантов. По своему значению он сродни цветку лотоса, олицетворяющему высшую духовность. По сюжету одноименной сказки, аленький цветочек был самым желанным подарком для любимой, самой младшей дочери Настеньки, морехода Степана Емельяныча. Две старшие дочери заказали дорогие подарки, которые отец нашел без труда. А вот в поисках аленького цветочка он попал на остров в океане, покрытый дремучим лесом. Дремучий лес можно ассоциативно сопоставить с сознанием, мыслями человека, через который он проходит, продвигаясь по духовному пути. А самое интересное, что хозяин острова - чудовище, охраняющее цветок, позволяет «сорвать» его только человеку с чистой совестью и добрым сердцем. Настенька обладала этими качествами, и ее бескорыстная любовь превратила лесное чудище в прекрасного принца. Как и в жизни, настоящая любовь способна сделать из «чудища» настоящего человека.

Есть в кабинете Могилевцева и другие интересные славянские символы. Однако, оставим их для более любознательных посетителей. Ведь в каждом человеке, помимо общих знаний, они ещё и пробуждают чистый источник своего подсознательного понимания добра, того, который был заложен в детстве.

В русских сказках заложен более глубокий смысл, чем мы предполагаем по привычке. Это не просто символы, это определенные знания, которые в каждом своём времени, очевидно, ждут своего истинного носителя, настоящего исследователя. Так что славянский кабинет Могилевцева - это не просто отражение русского стиля в архитектуре, но и попытка показать значимость общих тайных знаний народов мира, отраженных в древней славянской культуре.

Статья из газеты Пантелеймон