Всегда ли мы задумываемся о том, какой смысл таят в себе окружающие знаки? Большинство людей, в суете будней не обращают на это внимание. А зря, символ является хранителем позитивной или негативной информации, которая, так или иначе, фиксируется нашим подсознанием и оказывает на нас влияние. С древнегреческого символ - греч. symbolon - признак, примета, пароль. Символ - условный опознавательный знак для членов определенного сообщества, конкретной социальной группы. Скорее всего, необычное архитектурное оформление особняка Могилевцева в центре Киева служило и служит своеобразным паролем для определённой группы людей, которая, по сути и духу, продолжает дело Могилевцева.

Семён Семенович Могилевцев был не просто успешным предпринимателем XIX века. Его большие дела, бескорыстно сделанные для города, связанные с меценатством народного образования, здравоохранения в Киеве в начале прошлого века ― это лишь видимая сторона его деятельности. Но многое о неизвестных, но значимых страницах истории жизни Могилевцева, тайном обществе, членом которого он, скорее всего являлся, говорят символы и знаки, запечатленные как на фасаде, так и в помещениях его особняка для приёмов. Но чтобы прочитать их, необходимы знания. Давайте совершим экскурсию и расширим свой кругозор относительно необычной символики здания. Уметь читать знаки - это интересно и сложно одновременно. Изучая и расшифровывая знаки я выяснил для себя много интересных фактов о мировоззрении этого уникального славянского мецената XIX века, которыми хочу поделится с вами, уважаемые читатели!

Загадка славян: «Шоколадный» или деревянный?

В центральной части Киева находится одна из дивных жемчужин архитектуры города. Это старинный особняк по ул. Шелковичная, 17/2. Дом был построен в 1899 году купцом І-й гильдии, дворянином, стацким советником Семеном Семеновичем Могилевцевым (1846 - 1917). Это был человек, с необычным мировоззрением, богатым внутренним миром, о чём свидетельствует сама постройка. А воплотил в жизнь его проект знаменитый архитектор того времени Владимир Николаев (1847 – 1911). Дом просто изобилует тайной символикой разных эпох и мировоззрений, словно хозяин хотел построить здание, которое бы объединило под одной крышей разных по мировоззрению людей, но очень близких к славянскому духу. Какую же загадку хранит этот старинный особняк? Ведь любой символ есть носитель информации.

На первый взгляд, это красивый, добротный дом, построенный в стиле венецианского ренессанса. Но внимательнее присмотревшись, можно заметить множество знаков и символов, несущих определённую информацию для сведущих людей. Учитывая то, что Могилевцев был русским лесопромышленником, имел богатую библиотеку, был весьма эрудированным и разносторонним человеком, неудивительно, что каменный особняк до сих пор имеет свой первоначальный коричневый окрас - цвет дерева. Кроме того, в элементах архитектуры первого этажа присутствуют дубовые ветки (дуб - это священное дерево у славян), оливковые ветви (олива - это почитаемое дерево, в том числе, в христианстве). Что же символизирует дерево? В мифологии народов мира есть понятие Мирового Дерева, символа мироздания. Кстати, у разных народов Мировое Дерево стоит рядом с такими значимыми понятиями как Мировая Гора, Лотос, Ось Мира. Дерево олицетворяет динамическое развитие, сезонное умирание и восстановление жизни. Его ветви, отходящие от общего столба, являются символом единения. Как же это олицетворение символа близко к истории славянского народа, которую, судя по наличию многочисленных археологических артефактов в этом доме при жизни хозяина, с особым вниманием изучал сам Могилевцев.

Львы - хранители тайны

Но помимо этой общей атрибутики имеются и вполне сакральные знаки, претендующие на особые знания. Одним из интересных знаков в оформлении здания являются львиные головы, расположенные в центре фасада второго этажа. Лев в древних преданиях народов мира является символом отваги, мудрости, силы, справедливости, защиты порядка. Он выступает и как страж охраняющий вход в тайные помещения. Очевидно, что головы львов на фасаде особняка Могилевцева выполняют символическую охранную функцию для центрального «Белого» (бального), и «Итальянского» (столовая) зала, где проходили основные тайные и явные встречи, приёмы. А судя по обширной благотворительной деятельности Могилевцева, являвшегося идейным вдохновителем многих меценатов того времени, в этих помещениях зарождались, решались и воплощались важные государственные, социальные проекты, влияющие на события и жизнь славянского народа.

Уникальный орнамент

Другим важным символом является необычная символика на фасаде дома, расположенная по бокам от львиных голов. Это уникальный орнамент, состоящий из лотоса, кадуцея, крылатого диска, факела и огня заключенного в двойном круге. В необычном совмещении и расположении элементов этого знака просматривается знаменитый герб российской империи - двуглавый орёл, который как печать стоит на этом общем знаке. Что означает эта общая сакральная символика, об этом можно писать отдельную статью, настолько значимым является каждый из знаков. Однако сочетание этих символов говорит о духовной работе, единении, вековой Мудрости, источника целительной силы, чистоты и внутреннего просветления. Любопытно, что эта символика расположена на определённых комнатах в сакральном количестве (по 3). В их число входит и кабинет хозяина, где очевидно, принимались не только важные решения, но и шёл процесс самопознания и самосовершенствования Могилевцева через книги.

Не всё так плохо в этом мире…

В связи с этим даже небольшим экскурсом в мир архитектурных символов на особняке Могилевцева, а также понимания сути знаков, возникает множество вопросов. Почему, например, такой старинный особняк славянского мецената, насыщенный уникальной информацией, историческое здание, которым по праву должен гордиться Киев, называется не по имени дворянина Могилевцева, а просто «Шоколадным домиком»? Кому выгодно забвение такого места? Почему государство относиться к проблемам реставрации этого здания так, словно оно вовсе для него не существует и ничего не значит для нынешнего и грядущего поколения славян? Или же поменялись приоритеты общества, и творить добро втайне, как это делал Могилёвцев, уже перестало быть духовной потребностью?

Однако, не всё так плохо в этом мире. По сей день есть люди, которые продолжают благородное дело Могилёвцева, живут подобным миропониманием и критериями добра. Об этом говорит и следующий факт: 16 января 2011 года именно в этом здании, в «Белом зале», всего на один день состоится выставка уникальной по силе воздействия картины Анастасии Новых «Агапит Печерский». И то, что эта выставка проводится в особняке такого неординарного человека, боровшегося всю свою жизнь за возрождение славянского народа, его образованность, культуру, улучшение социальной жизни, просто совпадением не назовёшь. «Агапит Печерский» для многих людей является символом духовной чистоты и славянского возрождения! Как говорится, «там, где коснулся Его источник, там возрождаются зерна Истины».

Продолжение следует...

Статья из газеты Пантелеймон